Педагогическая ценность проблемной ситуации заключается в том, что она:
- Активизирует познавательную деятельность. 2 Ученик сталкивается с определённой трудностью, появляется заинтересованность найти выход из ситуации и побуждение к поиску решения поставленной задачи. 2
- Развивает мышление и воображение. 2 Проблемные ситуации ставят учащегося в положение первооткрывателя, исследователя некоторых посильных для него проблем. 2
- Способствует формированию познавательных универсальных учебных действий. 2 Для нахождения ответа на поставленную проблему обучающийся активизирует свою познавательную деятельность, развивает мышление. 2
- Позволяет ученику почувствовать значимость учебной деятельности. 3 Именно проблемная ситуация на уроке позволяет ученику ощутить эту значимость. 3
Проблемная ситуация имеет педагогическую ценность лишь в том случае, когда включение в неё ученика позволяет ему разграничить известное и неизвестное и наметить (самостоятельно или с помощью учителя) пути решения проблемной задачи. 5