«Педагогическая антропология» К. Д. Ушинского — система антропологических знаний, в которой описывается человек как существо физическое и духовное. cyberleninka.ru vk.com
Некоторые аспекты педагогической антропологии Ушинского:
- Влияние физиологических процессов в организме человека на его психическую деятельность. infourok.ru Ученый отмечал, что процесс уставания и отдохновения нервов влияет на яркость, отчётливость и ход представлений, а значит, на акты внимания, воспоминания, воображения и мышления. infourok.ru
- Изучение привычек и навыков. infourok.ru vk.com Ушинский считал, что они формируются с раннего детства и проявляются в момент ослабления воли и контроля человека над собой. vk.com Добрые привычки он называл нравственным капиталом нервной системы, растущим беспрестанно, а дурные — нравственным невыплаченным займом. vk.com
- Изучение процесса запоминания. infourok.ru Ученый выделял несколько видов памяти: память зрения, слуха, голосового органа и вообще мускульных движений. infourok.ru
- Рассмотрение процессов душевных чувств. infourok.ru Ушинский признавал стремление к свободе врождённым качеством человека, которое формируется и развивается только в самостоятельной деятельности человека. infourok.ru
- Анализ стремлений человека. russianclassicalschool.ru В частности, различие стремления к наслаждению (гедонизм) и стремления к счастью (эвдемонизм) имело стратегическое значение в педагогической антропологии Ушинского. russianclassicalschool.ru
Основой структуры «Педагогической антропологии» стала христианская трактовка человеческой природы как трёхсоставной (тело, душа и дух). cyberleninka.ru