Возможно, имелся в виду кажущийся парадокс, описанный В. А. Сухомлинским в отношении подхода к обучению: «Чтобы ребёнок хорошо учился, надо, чтобы он не отставал, учился хорошо». 12
Однако, по мнению педагога, это лишь кажущийся парадокс. 1 Интерес к учению может быть только там, где есть вдохновение, желание познавать, рождающееся от успеха, от создания ситуации успеха, уверенность ребёнка в собственных силах. 12
Сухомлинский считал, что основной стимул учения — не оценка, не получение аттестата, но разбуженный учителем познавательный интерес. 4 Также педагог выступал за индивидуализацию обучения, отмечая, что нет абстрактного ученика, к которому можно было бы механически применить все закономерности обучения и воспитания. 5