Проблемная ситуация отличается от обычной учебной задачи тем, что она вызывает интеллектуальное затруднение, из которого нужно найти выход. 2
Как правило, проблемная ситуация задаётся в форме вопросов типа «почему?», «как?», «в чём причина, связь этих явлений?» и т. д.. 2 Такие вопросы требуют интеллектуальной работы по решению новой задачи. 2 Вопросы типа «сколько», «где» часто ориентируют только на воспроизведение того, что хранится в памяти и ответ на них не требует специального рассуждения, решения. 2
Учебная задача — это определённое учебное задание, которое имеет чёткую цель. 4 Задача представляется как сложная система информации о каком-то явлении или объекте, часть сведений в которой определена, а другую часть необходимо найти. 4
Таким образом, проблемная ситуация стимулирует мыслительную деятельность, а учебная задача предполагает выполнение конкретных действий с определённой целью в определённых условиях. 14