Вопросы к Поиску с Алисой
Основное отличие гуманистической парадигмы от знаниевой парадигмы в образовании заключается в подходах к целям обучения и пониманию роли ученика в образовательном процессе. kopilkaurokov.ru infourok.ru
Знаниевая парадигма направлена на передачу молодому поколению существенных элементов культурного наследия человечества и его опыта. intolimp.org В основе образования лежат базовые знания и соответствующие умения, навыки, определённые способы обучения. scienceforum.ru Обучение в рамках знаниевой парадигмы преимущественно авторитарное, роль учителя доминирующая. cyberleninka.ru Ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, а не как субъект жизни, свободная и духовная личность, имеющая потребность в саморазвитии. cyberleninka.ru kopilkaurokov.ru
Гуманистическая парадигма ставит в центр внимания развитие ученика, его интеллектуальные потребности и межличностные отношения. scienceforum.ru В основе этой модели образования — развитие и саморазвитие, самореализация, творчество ученика. scienceforum.ru Гуманистическая парадигма рассматривает педагога и обучающегося как равноправных субъектов образовательного процесса. kopilkaurokov.ru infourok.ru Ученик не усваивает готовое знание, а находит его с помощью педагога. cyberleninka.ru Знания перестают быть абсолютными, их можно находить разными путями. cyberleninka.ru
Таким образом, знаниевая парадигма фокусируется на передаче информации и базовых знаниях, в то время как гуманистическая парадигма ориентирована на развитие личности и создание условий для самореализации и саморазвития ученика.