Основное отличие гуманистической парадигмы от знаниевой парадигмы в образовании заключается в подходах к целям обучения и пониманию роли ученика в образовательном процессе. 25
Знаниевая парадигма направлена на передачу молодому поколению существенных элементов культурного наследия человечества и его опыта. 4 В основе образования лежат базовые знания и соответствующие умения, навыки, определённые способы обучения. 3 Обучение в рамках знаниевой парадигмы преимущественно авторитарное, роль учителя доминирующая. 1 Ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, а не как субъект жизни, свободная и духовная личность, имеющая потребность в саморазвитии. 12
Гуманистическая парадигма ставит в центр внимания развитие ученика, его интеллектуальные потребности и межличностные отношения. 3 В основе этой модели образования — развитие и саморазвитие, самореализация, творчество ученика. 3 Гуманистическая парадигма рассматривает педагога и обучающегося как равноправных субъектов образовательного процесса. 25 Ученик не усваивает готовое знание, а находит его с помощью педагога. 1 Знания перестают быть абсолютными, их можно находить разными путями. 1
Таким образом, знаниевая парадигма фокусируется на передаче информации и базовых знаниях, в то время как гуманистическая парадигма ориентирована на развитие личности и создание условий для самореализации и саморазвития ученика.