Акустическая дисграфия связана с нарушением фонемного распознавания. 34 Её особенность — трудности различения некоторых акустически близких звуков на слух. 2
Некоторые проявления:
- ребёнок не различает близкие по звучанию гласные (например, о-у: «голоби» — «голуби»); 3
- путает мягкие и твёрдые согласные (шлапа — шляпа, клуква — клюква); 3
- путает звонкие и глухие (диктанд — диктант, назтупила — наступила); 3
- смешивает шипящие и свистящие звуки (масина — машина, баклазан — баклажан); 3
- путает сложные звуки (аффрикаты) с их составляющими (ц-с, ц-т, ч-т, ч-щ). 3
При этом сами звуки ребёнок произносит правильно, слух у него сохранён. 3
Оптическая дисграфия связана с несформированностью зрительно-пространственных представлений. 34 Её особенность — трудность зрительного различения букв и усвоения зрительных образов букв, многие из которых кажутся ребёнку одинаковыми. 2
Некоторые проявления:
- добавление лишних элементов к буквам (петельки, палочки, крючки) или отнимание их (например, вместо «м» получается «л»); 4
- путание букв с похожим написанием, но различным расположением в пространстве (например, «ш» и «т»); 4
- написание букв в зеркальном отражении (в другую сторону) — характерно для детей, которые пишут левой рукой. 3
В основном оптическая дисграфия проявляется во втором классе, когда дети уже знакомы со всеми буквами — и печатными, и письменными. 4