Основное отличие адаптивного подхода от модели профессионального развития в педагогике заключается в стратегии педагогической деятельности. 2
Адаптивный подход предполагает приспособление к внешним условиям жизнедеятельности и подчинение им. 2 Педагог выстраивает свою работу таким образом, чтобы удовлетворить социальные потребности и интересы, приспосабливается к образовательной среде, не внося в неё чего-то нового. 2
Модель профессионального развития предполагает развитие посредством расширения профессиональных знаний и навыков, развития личностных качеств, преобразуя окружающую педагогическую действительность. 2 Педагог становится созидателем своей профессиональной деятельности, работает над собой и активно воздействует на развитие учащихся, давая им свободу экспериментирования, творческого поиска, возможности выбора собственного образовательного маршрута. 2
Таким образом, адаптивный подход ориентирован на адаптацию к внешним обстоятельствам, в то время как модель профессионального развития предполагает активное развитие и преобразование профессиональной деятельности. 12