Некоторые отличия тотального менеджмента качества (TQM) и стандартов ISO 9000:
- Ориентация на потребителя. 3 TQM требует фокусированного внимания на определённого потребителя, в то время как в стандартах ISO 9000 такое требование отсутствует. 3
- Интеграция в корпоративную стратегию. 3 Положения стандартов ISO 9000, как правило, не интегрированы в корпоративную стратегию организации, в то время как следование принципам TQM находит отражение в разработке и принятии интегрированной стратегии. 3
- Фокус внимания. 3 Стандарты ISO 9000 требуют от организации фокусирования внимания на технические системы и процедуры, а TQM, в отличие от них, — на философию, концепции, инструменты и методологию. 3
- Вовлечение сотрудников. 3 TQM подчёркивает необходимость вовлечения всех сотрудников организации в процесс повышения качества, в то время как в рамках стандартов ISO 9000 вовлечённость всех сотрудников организации в данное направление деятельности не обязательна. 3
- Ответственность за качество. 3 С точки зрения TQM каждый сотрудник организации несёт ответственность за качество, в то время как стандарты ISO 9000 предполагают возложение ответственности за качество на соответствующие подразделения организации, например, на отдел качества. 3
- Охват организации. 3 Положения TQM, как правило, охватывают все подразделения, функции и уровни организации, в то время как стандарты ISO 9000 в основном фокусируют внимание на структурные подразделения организации. 3
- Характер. 3 TQM подразумевает изменение процесса и культуры, а стандарты ISO 9000 по большей части имеют статичный характер. 3
Несмотря на различия, и TQM, и менеджмент качества на базе стандартов ISO серии 9000 охватывают все факторы, влияющие и формирующие качество, и носят предупреждающий характер. 4