Основная идея Школы диалога культур, предложенная В. С. Библером, заключается в формировании способности понимания, характерной для современной культуры. 1
В рамках этой концепции задача школы — не просто передать готовые знания, а научить детей работать с разными типами понимания, выдерживать напряжение их спора. 1
Некоторые другие аспекты идеи:
- Проецирование на весь процесс обучения особенностей культуры и мышления различных эпох. 15 Например, античное мышление трактуется как образное, для Средневековья актуальны откровение и причащение, в Новом времени акцент идёт на рационалистичность, в современности подчёркивают релятивизм и отсутствие единой картины мира. 1
- Обучение построено не на основе учебника, а на основе реальных исторических и художественных текстов конкретной культуры, первоисточников, воспроизводящих мысли «собеседника». 1
- Последовательность классов обучения соотносится с последовательностью основных исторических культур, сменяющих друг друга в европейской истории — античной, средневековой, Нового времени. 5
- Основное содержание школьного курса — это диалог сознаний, культур, пониманий, охарактеризованный обоснованием и взаимообогащением этих культур. 2