Новаторство методики преподавания родного языка по К. Д. Ушинскому заключается в нескольких аспектах:
- Связь преподавания грамматики с развитием логического мышления. multiurok.ru Ушинский считал, что изучение грамматики должно быть неразрывно связано с овладением устной и письменной речью. pedagogichesky-vestnik-eao.ru
- Использование дидактических материалов для всестороннего развития мысли и речи. multiurok.ru www.maam.ru В учебники Ушинского входили сказки, басни, загадки, пословицы, поговорки, которые своей формой и содержанием заставляли учащихся размышлять и делать выводы. multiurok.ru www.maam.ru
- Применение аналитико-синтетического звукового метода обучения грамоте. rusacademedu.ru pedagogichesky-vestnik-eao.ru В основе этого метода лежит изучение звуков речи как элементов слога. rusacademedu.ru При таком подходе ребёнку не приходилось механически заучивать наизусть большое количество букв и слогов, складывая их в слова. rusacademedu.ru
- Подготовленная система обучения родному языку. s-ba.ru Ушинский предложил целостную стройную систему: определил содержание, разработал принципы, средства и методы обучения, показал способы работы, обеспечивающие развитие речи, а также мышления, нравственных и эстетических чувств ребёнка. s-ba.ru
- Подготовленная методика обучения чтению. s-ba.ru Ушинский считал, что приёмы чтения и система разбора должны определяться литературными свойствами видов и жанров художественных текстов. s-ba.ru
Таким образом, Ушинский разработал систему обучения родному языку, дал ей научное психолого-педагогическое обоснование и положил начало многим современным подходам в преподавании.