Новаторство методики преподавания родного языка по К. Д. Ушинскому заключается в нескольких аспектах:
- Связь преподавания грамматики с развитием логического мышления. 1 Ушинский считал, что изучение грамматики должно быть неразрывно связано с овладением устной и письменной речью. 5
- Использование дидактических материалов для всестороннего развития мысли и речи. 13 В учебники Ушинского входили сказки, басни, загадки, пословицы, поговорки, которые своей формой и содержанием заставляли учащихся размышлять и делать выводы. 13
- Применение аналитико-синтетического звукового метода обучения грамоте. 45 В основе этого метода лежит изучение звуков речи как элементов слога. 4 При таком подходе ребёнку не приходилось механически заучивать наизусть большое количество букв и слогов, складывая их в слова. 4
- Подготовленная система обучения родному языку. 2 Ушинский предложил целостную стройную систему: определил содержание, разработал принципы, средства и методы обучения, показал способы работы, обеспечивающие развитие речи, а также мышления, нравственных и эстетических чувств ребёнка. 2
- Подготовленная методика обучения чтению. 2 Ушинский считал, что приёмы чтения и система разбора должны определяться литературными свойствами видов и жанров художественных текстов. 2
Таким образом, Ушинский разработал систему обучения родному языку, дал ей научное психолого-педагогическое обоснование и положил начало многим современным подходам в преподавании.