Методика работы с блоками Дьенеша при обучении математике дошкольников основана на принципе получения знаний в игре. 5
В основе методики лежит «Идея шести шагов» освоения математических знаний и умений: 1
- Свободная творческая игра. 1 Педагог ставит ребёнку конкретную задачу, а тот в поиске решения перебирает спонтанные варианты и экспериментальным путём находит правильный ответ. 1
- Изучение правил игры. 1 Важно донести до сознания ребёнка информацию о правилах достижения необходимого результата. 1
- Фаза сопоставления. 1 Ребёнок оказывается перед необходимостью проделать мыслительную операцию сравнения. 1 Автор метода предлагает провести несколько аналогичных по смыслу игр, но с разным дидактическим материалом. 1
- Знакомство с абстрактным символом числа. 1 Используются различные схемы, карты и игровые таблицы для развития зрительного восприятия, формирования навыков визуализации, знакомства с абстрактным смыслом чисел. 1
- Символический этап. 1 Ребёнок приходит к выводу о том, что логические цепочки различных игровых серий приводят к общему результату. 1 Для понимания игровых карт необходим специальный язык символов, который ребёнок сам создаёт в процессе занятий. 1
- Этап самостоятельных выводов. 1 Ребёнок с помощью взрослого изучает смысл терминов «аксиома» и «теорема», самостоятельно делает необходимые логические выводы на основании описания правил игровых карт. 1
Некоторые задания с использованием блоков Дьенеша:
- «Найди пару». 3 Выставляются фигуры, ребёнок должен каждой найти пару по определённому признаку (большой и маленький, толстый и тонкий). 3
- «Что изменилось». 3 Педагог выставляет перед дошкольником несколько фигур, он их запоминает. 3 Затем одна из них убирается либо заменяется на новую. 3 Ребёнок должен определить изменение. 3
- «Продолжи цепочку». 3 Ребёнок должен продолжить цепочку путём чередования блоков по цвету, форме, размеру либо толщине. 3
- «Дополни картинку». 3 Детям предлагаются различные картинки, которые нужно дополнить с помощью блоков Дьенеша (обозначены контуры фигур). 3 При этом учитывается только их форма. 3
Работа с блоками Дьенеша позволяет решать следующие группы задач: 3
- Образовательные: закрепление знаний о ключевых геометрических фигурах, накопление знаний о свойствах предметов, совершенствование мыслительных операций, формирование основ алгоритмического мышления. 3
- Развивающие: совершенствование памяти, воображения, внимания, креативных способностей. 3
- Воспитательные: воспитание настойчивости, усидчивости, самостоятельности. 3