Методика преподавания сложных суффиксов в русском языке включает следующие элементы:
- Введение «морфемного» минимума. 1 Это перечень словообразовательных суффиксов, которые относятся к наиболее распространённым типам морфем. 1
- Использование продуктивных словообразовательных моделей. 1 Они служат основой для изучения русского словообразования. 1
- Группировка новых слов по типам словообразовательных моделей. 1 При этом анализируется морфемная структура слова и вычленяется значение морфем. 1
- Изучение суффиксов как средств реализации речевой экспрессии. 1 Для этого знакомят учащихся с типологией суффиксов субъективной оценки. 1
- Опора на контекстуальный принцип рассмотрения суффиксов. 1 Значение морфемы анализируется не изолированно, а в составе слова, желательно — группы слов, на базе предложения или небольшого текста. 1
Некоторые методические приёмы, которые помогают научить учащихся выделять суффиксы и определять их значение:
- Сравнение разных слов с одним и тем же суффиксом с точки зрения их строения и семантики. 1 Например, можно сравнить слова «водитель, учитель, строитель, преподаватель», выделить в них общий элемент и объяснить, какое значение он придаёт всем этим словам. 1
- Образование слов с заданными суффиксами. 1 Например, можно образовать от существительных «танк, велосипед, трактор, такси» слова со значением «лицо, управляющее транспортным средством» с помощью суффикса «-ист-». 1
- Морфемный разбор слова по схеме. 1 Например, нужно найти в цепочке слов те, которые соответствуют указанной схеме, и объяснить их значение. 1
- Сравнение омонимичных суффиксов и формулировка выводов, касающихся их значения и употребления в речи. 1 Например, можно сравнить слова «грузчик, лётчик, заказчик» со словами «пальчик, стульчик, альбомчик» и объяснить, одинаков или разное значение имеет суффикс «-чик-» в этих словах. 1
- Поиск и объяснение функций в тексте слов с суффиксами субъективной оценки. 1 Например, можно найти в тексте слова с суффиксами субъективной оценки, которые употреблены неуместно, и заменить их нейтральными вариантами. 1
- Исправление ошибок в образовании слов с помощью суффиксов. 1
Основная задача изучения суффиксов — познакомить учащихся с их ролью в слове и на этой основе развивать умение осознанно использовать слова с суффиксами в своей речи. 2