Методика обучения выразительному чтению в школьных кружках включает различные методы и приёмы, которые учитывают возрастные особенности детей и их уровень развития. 1 Некоторые из них:
- Работа над интонацией. 1 Один из методов — чтение вслух с демонстрацией примеров учителем. 1 Ученики повторяют, стараясь уловить и передать интонационные особенности, подмеченные у педагога. 1
- Упражнения на дыхание. 1 Например, «дыхание паузами». 1 Такие упражнения помогают избежать «монотонного» и механического чтения и настраивают детей на передачу смысла с помощью пауз. 1
- Работа с различными художественными жанрами. 1 Например, при чтении стихотворений дети должны улавливать ритм и рифму. 1 Также полезно читать с детьми диалоги и сценки, где можно работать над передачей разных характеров персонажей. 1
- Использование иллюстративного материала. 1 Показ картин, изображений, связанных с сюжетом текста, помогает детям лучше понять и представить себе образы произведения. 1
- Самостоятельная работа с текстом. 1 Школьники ставят вопросы, составляют рассказы на основе прочитанного. 1 Вовлечение детей в обсуждение произведения помогает им лучше понять его содержание и скрытые смыслы. 1
- Создание атмосферы доброжелательной поддержки и взаимной помощи. 1 Ученикам необходимо дать понять, что ошибки — это часть процесса обучения, и что через пробу и ошибки они придут к выразительному и осмысленному чтению. 1
- Развитие привычки к самостоятельному чтению. 1 Чем чаще ребёнок будет практиковаться, тем легче и увереннее он будет читать. 1
В кружке выразительного чтения сочетаются индивидуальные и коллективные формы работы. 3 Каждый кружковец работает над отдельным произведением, к анализу этого произведения и к обсуждению исполнения привлекаются все присутствующие на занятии кружковцы. 3