Методика А. С. Макаренко в трудовом воспитании основана на идее, что преобразует человека не сам труд, а его организация и отношение к нему. 3
Некоторые принципы методики:
- Создание воспитывающего коллектива. 34 Дети были связаны бытовыми, деловыми и дружескими целями. 4 Это взаимодействие позволяло развивать личность и индивидуальность каждого. 4
- Творческий характер труда. 2 Макаренко считал, что творческий труд возможен там, где к работе относятся с любовью, где понимают её необходимость и пользу. 2
- Осмысленность труда. 3 Воспитанники должны понимать, что выращенные овощи и собранные ягоды используются для того, чтобы улучшить их питание. 3
- Сочетание индивидуальной и коллективной ответственности. 3 У каждого члена коллектива есть участок работы, за который он отвечает сам, и часть работы выполняется коллективно. 3
- Самоуправление. 4 При наличии здорового коллектива педагог считал возможным доверить воспитанникам самоуправление. 4 Дети учились самостоятельности и ответственности. 4
- Поощрение и наказание. 1 Поощрение и наказание — это коррекционный метод педагогического стимулирования, обеспечивающий поддержку полезной и торможение нежелательной деятельности воспитанников. 1
Макаренко считал, что правильно организованный труд формирует трудолюбие, коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность, инициативу и другие качества. 12