Методика дифференцированных упражнений при постановке звуков заключается в том, чтобы научить ребёнка различать звуки при сопоставлении их по основным качественным признакам — акустическим и артикуляционным. 2
Работа проходит в два этапа: 3
- Предварительная работа над каждым из смешиваемых звуков. 3 На этом этапе уточняются и прорабатываются произносительный и слуховой образ каждого из звуков. 3
- Слуховая и произносительная дифференциация смешиваемых звуков. 3 На втором этапе сопоставляются конкретные смешиваемые звуки в произносительном и слуховом плане. 3
Некоторые упражнения для дифференциации звуков:
- «Поймай звук». 4 Логопед произносит разные звуки, ребёнок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит заданный звук. 4
- «Звуковые песенки». 4 Ребёнок поёт «песенки» разных звуков, чтобы почувствовать разницу в их произношении. 4
- «Добавь недостающий звук». 4 Взрослый сообщает, что слово связано с названием планеты, затем начинает произносить слово, ребёнок добавляет недостающий звук. 4
- «Шифровки». 4 Ребёнок смотрит на стрелки и называет звук. 4 Например, стрелка вверх — звук Ш, стрелка вниз — звук С. 4
Также полезны тренировки в произношении слов-паронимов, при этом важно включить каждое слово в минимальный контекст. 1
Важно проводить все задания в игровой форме, чтобы ребёнок не утомлялся и был эмоционально заинтересован. 5