Метод воспитания через красоту по Сухомлинскому заключается в том, чтобы в красоте окружающего мира — природы, искусства, человеческих поступков — ребёнок черпал духовное благородство: подлинную человеческую доброту, сердечность, отзывчивость, готовность к созданию и утверждению прекрасного. 3
Сухомлинский считал, что когда ребёнок растёт в окружении красоты, впитывает и переживает её, то начинает воспринимать слова, а значит, становится, по его словам, «воспитываемым». 1
Некоторые аспекты метода воспитания через красоту по Сухомлинскому:
- Использование природы. 1 Педагог учил детей присматриваться к окружающей природе, уметь ценить её разнообразную красоту. 1
- Применение различных приёмов. 1 Например, использование «волшебных рамок» на прогулке, приём «рисуем картину словами» для передачи впечатления от увиденного с помощью эпитетов и сравнений. 1
- Использование искусства. 1 Развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства и представления детей помогали различные виды искусства, изображающие красоту природы и быта человека. 1
- Уделение внимания музыке. 2 Сухомлинский ставил перед собой задачу вызвать эмоциональную реакцию на мелодию и убедить детей, что источник красоты музыки — красота окружающего мира. 2
- Приобщение к деятельности в области искусства. 1 Это помогало воспитывать у детей потребность и привычку вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения. 1
Сухомлинский формулировал суть обращения к красоте как «от красивого — к человечному». 5