Метод Сократа, известный также как сократический диалог, — способ ведения диалога, в ходе которого один собеседник задаёт вопросы, а другой отвечает на них. 1 Цель задающего вопросы — сделать так, чтобы собеседник усомнился в своих знаниях, но с помощью уточняющих вопросов нашёл правильный ответ. 1
Некоторые принципы метода Сократа:
- Вопросы вместо утверждений. 3 Вместо того чтобы давать прямые ответы или объяснения, используют серию вопросов, чтобы подвести учащегося к пониманию концепции или принципа. 3
- Итеративный подход. 3 Процесс начинается с общего вопроса, который постепенно уточняется до тех пор, пока не будет достигнуто глубокое понимание предмета. 3
- Искусство слушания. 3 Учителю важно внимательно слушать ответы ученика, направляя обсуждение таким образом, чтобы стимулировать размышления и углубление понимания. 3
- Анализ предположений. 3 Сократ часто спрашивал своих собеседников о причинах их убеждений. 3 Это помогало им осознать свои собственные предположения и проверить их на логичность. 3
Метод Сократа используется в обучении для того, чтобы:
- Развивать критическое мышление. 34 Ученики учатся анализировать информацию, ставить под сомнение свои предположения и формулировать аргументированные выводы. 3
- Углублять понимание. 3 Посредством серии вопросов и ответов ученики постепенно приходят к собственным выводам, что делает процесс обучения более осмысленным и запоминающимся. 3
- Личностно развивать. 3 Ученики развивают уверенность в себе и умение выражать свои мысли ясно и убедительно. 3
- Развивать работу в команде. 3 Совместное обсуждение и решение проблем улучшают навыки сотрудничества и совместной работы. 3
В терапии метод Сократа используется, чтобы:
- Работать с убеждениями человека. 5 В ходе разговора собеседники высказывают мнения, ищут аргументы в пользу и против озвученных тезисов и, наконец, общими усилиями находят истину. 5
- Выявлять искажённые убеждения и мысли. 8 Цель вопросов — обнаружить их и подвергнуть сомнению, после чего мысли меняются на более конструктивные. 8