Метод расчёта дорожных сетей через теорию графов заключается в представлении транспортной сети в виде сети узлов (например, перекрёстков) и рёбер (например, дорог или тропинок, соединяющих их). 2
Некоторые задачи, которые можно решить с помощью этого метода:
- Построение дорожного графа. 1 Для этого используют данные из ресурса OpenStreetMap (OSM). 1 С помощью программного пакета JOSM загружают xml-файлы с сервера OSM, которые описывают структуру дорожной сети в выбранной области. 1 Затем с помощью программы на языке программирования Java конвертируют полученные данные в вид дорожного графа. 1 На выходе программа создаёт текстовый файл со списком рёбер, каждое из которых имеет параметры: начальная вершина, конечная вершина, идентификационный номер. 1
- Визуализация графа и вычисление основных характеристик. 1 Это делают в программе для анализа и визуализации сетей, например Gephi 0.8.2. 1 В программе происходит расчёт основных показателей дорожного графа: количество вершин и рёбер графа — количество перекрёстков и участков дорог между перекрёстками выбранной области, средняя степень графа, коэффициент кластеризации, коэффициент сетчатости — универсальная оценка сложности сети. 1
Также с помощью теории графов можно оптимизировать транспортный поток, например, найти кратчайший маршрут между двумя узлами сети с учётом таких факторов, как время в пути или расстояние. 2