Метод параллельного действия, разработанный Антоном Макаренко, заключается в одновременном воздействии педагога на коллектив и личность. 1
Суть метода в том, что педагоги работают не с личностью конкретного подростка, а с коллективом, группой, и персональное воздействие на каждого происходит именно через группу. 2 То есть действует логика «от коллектива — к личности», а не наоборот. 2
Пример использования метода: если в классе происходит нарушение дисциплины, педагог не имеет дело с нарушителем, а обращается к органам самоуправления с просьбой разобраться. 1 Если нарушения повторяются, он апеллирует к общественному мнению коллектива. 1
Таким образом, педагог использует коллектив как инструмент для воздействия на каждую отдельную личность. 3 При этом педагогический процесс строится так, чтобы личность чувствовала себя участником трудовой коллективной жизни, а не объектом воспитания. 3