Метод объяснительного чтения К. Д. Ушинского направлен на развитие у учащихся начальных классов навыков сознательного, правильного, выразительного и беглого чтения, а также мышления и речи.                                                                          didacts.ru                       
 Некоторые особенности метода:
  - Строгая последовательность в изучении художественного произведения.                                                                          kopilkaurokov.ru                       Ушинский считал, что приёмы чтения и система разбора должны определяться литературными свойствами видов и жанров художественных текстов.                                                                          s-ba.ru                       
  - Использование разнообразных методических приёмов анализа текста.                                                                          kopilkaurokov.ru                       Среди них особое место отводилось творческим работам.                                                                          kopilkaurokov.ru                       
  - Применение творческих упражнений.                                                                          kopilkaurokov.ru                       Они направлены на то, чтобы учащиеся попытались соотнести прочитанное с теми условиями, в которых они находятся, а также эмоционально откликнулись на произведение.                                                                          kopilkaurokov.ru                       
  - Использование вопросов двух видов.                                                                          infourok.ru                                                                                               s-ba.ru                       Испытательные вопросы помогали учителю выяснить, поняли ли дети то, о чём читали, а наводящие на правильное понимание прочитанного служили отправным моментом для объяснений учителя.                                                                          infourok.ru                                                                                               s-ba.ru                       
  - Подготовка детей к восприятию произведения.                                                                          s-ba.ru                       В ходе подготовительной беседы объяснялось всё непонятное, незнакомое, и произведение таким образом становилось «поэтическим результатом беседы».                                                                          s-ba.ru                       
  
 К. Д. Ушинский разработал специальную методику научно-познавательных текстов, которая отличалась от методики чтения художественных произведений.                                                                          infourok.ru                       Для реализации метода он создал учебники-хрестоматии «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864).                                                                          infourok.ru                                                                                               pedagogicheskaya.academic.ru