Метод объяснительного чтения К. Д. Ушинского направлен на развитие у учащихся начальных классов навыков сознательного, правильного, выразительного и беглого чтения, а также мышления и речи. didacts.ru
Некоторые особенности метода:
- Строгая последовательность в изучении художественного произведения. kopilkaurokov.ru Ушинский считал, что приёмы чтения и система разбора должны определяться литературными свойствами видов и жанров художественных текстов. s-ba.ru
- Использование разнообразных методических приёмов анализа текста. kopilkaurokov.ru Среди них особое место отводилось творческим работам. kopilkaurokov.ru
- Применение творческих упражнений. kopilkaurokov.ru Они направлены на то, чтобы учащиеся попытались соотнести прочитанное с теми условиями, в которых они находятся, а также эмоционально откликнулись на произведение. kopilkaurokov.ru
- Использование вопросов двух видов. infourok.ru s-ba.ru Испытательные вопросы помогали учителю выяснить, поняли ли дети то, о чём читали, а наводящие на правильное понимание прочитанного служили отправным моментом для объяснений учителя. infourok.ru s-ba.ru
- Подготовка детей к восприятию произведения. s-ba.ru В ходе подготовительной беседы объяснялось всё непонятное, незнакомое, и произведение таким образом становилось «поэтическим результатом беседы». s-ba.ru
К. Д. Ушинский разработал специальную методику научно-познавательных текстов, которая отличалась от методики чтения художественных произведений. infourok.ru Для реализации метода он создал учебники-хрестоматии «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864). infourok.ru pedagogicheskaya.academic.ru