Метод объяснительного чтения К. Д. Ушинского направлен на развитие у учащихся начальных классов навыков сознательного, правильного, выразительного и беглого чтения, а также мышления и речи. 5
Некоторые особенности метода:
- Строгая последовательность в изучении художественного произведения. 3 Ушинский считал, что приёмы чтения и система разбора должны определяться литературными свойствами видов и жанров художественных текстов. 2
- Использование разнообразных методических приёмов анализа текста. 3 Среди них особое место отводилось творческим работам. 3
- Применение творческих упражнений. 3 Они направлены на то, чтобы учащиеся попытались соотнести прочитанное с теми условиями, в которых они находятся, а также эмоционально откликнулись на произведение. 3
- Использование вопросов двух видов. 12 Испытательные вопросы помогали учителю выяснить, поняли ли дети то, о чём читали, а наводящие на правильное понимание прочитанного служили отправным моментом для объяснений учителя. 12
- Подготовка детей к восприятию произведения. 2 В ходе подготовительной беседы объяснялось всё непонятное, незнакомое, и произведение таким образом становилось «поэтическим результатом беседы». 2
К. Д. Ушинский разработал специальную методику научно-познавательных текстов, которая отличалась от методики чтения художественных произведений. 1 Для реализации метода он создал учебники-хрестоматии «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864). 14