И. А. Соколянский разработал метод «цепных сочетательно-двигательных реакций» для обучения слепоглухих детей чтению живой речи с губ и письму. www.academia.edu psyjournals.ru
Суть метода: для учеников первого–второго годов обучения составлялась цепочка из нескольких хорошо знакомых действий. psyjournals.ru Каждому действию в этой цепочке соответствовала повелительная фраза учителя, диктующая нужное действие. psyjournals.ru
Методика работы с ребёнком на первых этапах обучения называлась «прямой установкой». psyjournals.ru В зависимости от индивидуального уровня развития ребёнка особым образом выстраивались взаимодействие и взаимоположение ребёнка и взрослого: psyjournals.ru
- Педагог становился сзади ребёнка, руки ребёнка накладывались ладонями на тыльную поверхность кистей рук взрослого. psyjournals.ru В таком положении взрослый действовал с предметами, а ребёнок пассивно сопровождал его действия движениями своих рук. psyjournals.ru
- На следующем этапе активность обучаемого направлялась на то, что именно делал взрослый. psyjournals.ru Ребёнок начинал ощупывать руки взрослого и прикасаться к предмету, с которым тот действует. psyjournals.ru
- На третьем этапе положение рук менялось: руки взрослого перемещались сверху рук ребёнка. psyjournals.ru Сначала ребёнок продолжал придерживаться руками взрослого, но постепенно руки взрослого как бы ослабевали, становились более пассивными, а руки ребёнка всё более активизировались. psyjournals.ru
- И наконец, пальцы взрослого «сползали с рук ребёнка», но взрослый продолжал стоять и двигаться рядом, чтобы помочь, подхватить и направить действия ребёнка. psyjournals.ru
Также Соколянский предложил принцип «первичного очеловечения» слепоглухого ребёнка через формирование навыков самообслуживания и «бытового освоения мира». www.academia.edu