Метод научного познания — это совокупность правил, принципов и способов исследования, которые используют для получения научного знания и открытия объективных закономерностей в той или иной области. 1
Некоторые методы научного познания:
- Анализ — мысленное расчленение целого на составные части. 1 Например, при анализе физического явления учёный выделяет и изучает по отдельности его компоненты, причины, условия протекания. 1
- Синтез — объединение выделенных в процессе анализа элементов в единое целое для углублённого изучения объекта. 1
- Абстрагирование — мысленное выделение существенных для исследования свойств объекта и отвлечение от несущественных. 1 Например, изучая движение тела, физик абстрагируется от его формы, цвета, запаха и сосредотачивается лишь на существенных для данной задачи параметрах — массе, скорости, силах, действующих на тело. 1
- Обобщение — это мысленный переход от единичного к общему, от частных случаев и фактов к формулировке закономерностей. 1
- Индукция — движение мысли от частных фактов и положений к обобщениям и теориям. 1
- Дедукция — способ рассуждения от общих положений к частным выводам о единичных фактах и объектах. 1
- Аналогия — метод научного познания, при котором находят сходства между разными объектами и переносят знания, полученные из наблюдений за одним объектом, на другой. 1
- Моделирование — метод исследования объекта путём создания и изучения его модели, то есть упрощённой его замены, сохраняющей основные черты оригинала. 1
Применение научного метода в практике обеспечивает достоверность, воспроизводимость и доказательность полученных результатов исследования. 1
Некоторые примеры использования научного метода в практике:
- Изучение воздействия препарата на организм. 2 Учёные могут обеспечить половину участников эксперимента таблеткой-плацебо, а вторую половину — реально действующим средством. 2 После этого можно оценить эффект реального воздействия относительно контрольной группы. 2
- Изучение климата. 5 Синоптики измеряют приборами параметры окружающей среды, фиксируют результаты, сопоставляют и анализируют полученные данные по географическому признаку с учётом других факторов воздействия. 5