Контент-анализ в социологических исследованиях — метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения социальных тенденций и фактов. 3
Суть метода заключается в переводе текстовой информации в количественные показатели, а также в нахождении подсчитываемых признаков изучаемого документа. 3
Некоторые этапы проведения контент-анализа:
- Выделение совокупности исследуемых источников. 1 Используются заранее определённые критерии: тип источника, жанр сообщений, объём, длина, частота появления и другие. 1
- Определение выборочной совокупности сообщений. 1 Это необходимо, если объём материала очень велик, но иногда критерии выбора совокупности подбираются так, что проанализированы могут быть все существующие материалы. 1
- Определение единиц анализа. 1 Этот этап важен для исследования, поскольку от правильного выбора зависят полученные результаты. 1 Как правило, единицами могут быть слова или темы. 1
- Процедура подсчёта. 1 Систематизация и категоризация материала может осуществляться с помощью специальных компьютерных программ, формул или статистических расчётов. 1
- Интерпретация полученных результатов. 1 Происходит в зависимости от целей и задач исследования. 1
Контент-анализ позволяет отслеживать зафиксированные в текстах социальные изменения и социокультурные коды, тематические приоритеты массовой коммуникации и другие аспекты. 5