Метод дифференцированного обучения В. В. Фирсова, или уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов, предполагает, что ученики, обучаясь в одном классе по одной программе и учебнику, могут усваивать материал на разных уровнях. 2
Некоторые особенности методики:
- Наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, которого обязан достичь каждый ученик. 34
- Базовый уровень служит основой для дифференциации и индивидуализации требований к учащимся. 3
- Базовый уровень должен быть реально выполним для всех учащихся. 4
- Открытая система результатов на базовом уровне (ученик знает, что от него требуют). 3
- Наряду с базовым уровнем ученику предоставляется возможность повышенной подготовки, которая определяется глубиной познаний в учебном предмете. 3
Основное условие уровневой дифференциации по Фирсову — систематическая повседневная работа по предупреждению и ликвидации пробелов путём организации пересдачи зачётов. 14
Некоторые элементы методики:
- Тематический контроль. 14
- Оценка методом сложения (общий зачёт складывается из промежуточных зачётов). 14
- Двоичность в оценке обязательного уровня (зачёт — незачёт). 14
- Повышенные оценки за достижения сверх базового уровня. 14
- «Закрытие» пробелов (досдача, а не пересдача). 14
- Возможность «дробных» зачётов. 14
- Кумулятивность итоговой оценки (годовая оценка вытекает из всех полученных). 14