Возможно, имелись в виду некоторые из следующих особенностей зарубежной этнографии конца XIX — начала XX века:
- Постепенный отход от понимания этнической группы как объективно существующей категории. 3 В истории, социальной и культурной антропологии, этнологии стала преобладать теория социально идентичности, сформировавшаяся в социальной психологии. 3
- Критика понятий «прогресс», «развитие», «эволюция». 3 Влиятельные европейские и американские философы подвергли их значительной критике. 3 Объективные условия исторического развития (географическое положение, время, экономические отношения и т. д.) приравнивались к субъективным факторам (влиянию личностей, межличностным отношениям, способностям тех или иных субъектов и т. д.). 3
- Возникновение новых направлений. 2 Например, в конце XIX века в американской этнографии появилось направление, связанное с именем Франца Боаса. 2 Основанная им школа исторической этнологии отказалась от основных положений и методов эволюционизма. 2
Большой вклад в этнографию того периода внесли такие учёные, как Эдуард Тэйлор, Джеймс Фрезер, Эмиль Дюркгейм, Бронислав Малиновский, Марсель Мосс, Франц Боас, Альфред Рэдклифф-Браун. 4 Они не только собирали уникальные этнографические материалы, но и подвергали их осмыслению и интерпретации, разрабатывая научные теории культуры и этничности. 4