Критика объективного знания в гносеологическом релятивизме заключается в утверждении относительности и субъективности познания. 12
Некоторые положения этой позиции:
- Относительность знания. 2 Истина или знание рассматриваются как нечто изменчивое и зависящее от условий, в которых они формируются. 2 То, что считается истиной в одной культуре или эпохе, может быть ложным в другой. 2
- Субъективность познания. 2 Познавательная деятельность субъекта (человека) всегда ограничена его способностями восприятия, мышления и интерпретации. 2 Результат познания во многом зависит от субъекта: его чувств, разума, опыта и убеждений. 2
- Зависимость от контекста. 2 Истина рассматривается как контекстуальная, то есть зависящая от обстоятельств: социального, культурного и исторического фона. 2 То, что истинно в одной ситуации, может не быть истинным в другой. 2
Таким образом, любая теория или факт в гносеологическом релятивизме рассматриваются как продукт человеческой интерпретации, а не как отражение абсолютной реальности. 2