Концепция воспитания через труд по А. С. Макаренко заключается в том, что труд является необходимым фактором воспитания в педагогической системе. 3
Некоторые аспекты концепции:
- Раннее начало трудового участия детей. 1 С возрастом трудовые поручения должны быть усложнены и отделены от игры. 1
- Творческий характер труда. 13 Макаренко считал, что труд должен быть радостным, сознательным, основной формой проявления личности и таланта. 3
- Коллективный труд как основа воспитания. 45 Педагоги работали не с личностью конкретного подростка, а с коллективом, и персональное воздействие на каждого происходило именно через группу. 5
- Единство трудового и нравственного воспитания. 2 Макаренко подчёркивал, что труд без сопутствующего образования и общественного воспитания не приносит воспитательной пользы. 2
- Развитие организационных навыков. 3 В процессе выполнения детьми трудовых заданий нужно развивать у них умение ориентироваться в работе, планировать её, воспитывать бережное отношение к затрачиваемому времени и продукту труда. 3
По мнению Макаренко, педагогически правильно организованный труд формирует трудолюбие, коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность, инициативу и другие качества. 1