Концепция воспитания в трактате Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании» заключается в следующем:
- Воспитательный процесс обусловлен окружающей действительностью. 4 Природа ориентирована на естественное воспитание человека: она активизирует его внутренние задатки. 4 Социальный мир направляет внутреннее развитие личности и помогает в его применении, а предметы оказывают воздействие на личность и формируют её опыт деятельности. 4
- Воспитатель ориентирован на обучение подрастающего поколения и создание условий для его нормальной жизнедеятельности. 4
- Воспитание нацелено на создание человека, наделённого собственным мировоззрением, самостоятельностью и ответственностью. 4
- Воспитание нацелено на физическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие ребёнка. 4
Руссо отмечает, что воспитание должно быть поэтапным и соответствовать психическому развитию ребёнка: 4
- До двух лет — физическое воспитание, ориентированное на полноценное физическое развитие ребёнка. 4
- От двух до двенадцати лет — воспитание, основанное на естественных последствиях. 4 Ребенку даётся полная свобода действий, но и формируются наказания и ответственность за них. 4
- Отроческое воспитание — от двенадцати до пятнадцати лет. 4 Оно основывается на чувственном познании мира, трудовом и интеллектуальном развитии ребёнка. 4
- Юношеское воспитание — с пятнадцати до восемнадцати лет. 4 Оно связано с социализацией личности ребёнка, его вступлением в социальную жизнедеятельность. 4 В этот период особое значение придаётся нравственному воспитанию ребёнка. 4
Руссо считал, что единственно эффективным методом обучения является собственное желание ребёнка обучаться. 2 Задача воспитателя — дать ему это желание. 2 Обучая воспитанника, воспитатель не преподносит готовых знаний, а заставляет его самого добывать их в процессе деятельности. 2