Концепция свободного воспитания К. Н. Вентцеля основана на гуманистических принципах, где ребёнок воспринимается как центр Вселенной со своими неповторимыми талантами и наклонностями. 5
Некоторые аспекты концепции:
- Отказ от насилия. 5 Вентцель полностью отрицал физическое и моральное насилие над личностью ребёнка. 5 Он считал, что образование должно быть направлено на развитие индивидуальности. 5
- Отсутствие единых требований. 5 Вентцель был противником единых требований для всех. 5 Он полагал, что только сознательная деятельность, приносящая удовольствие, может быть созидательной и приносить пользу обществу. 5
- Свобода выбора. 5 В концепции Вентцеля свобода — это не вседозволенность, а свобода выбора, свобода постановки собственной цели. 5 Педагог был уверен, что когда ребёнок стремится достичь поставленной только им цели, то однозначно будет прилагать усилия воли для осуществления задуманного. 5
- Творческий производительный труд. 14 Фундаментом, краеугольным камнем своей теории Вентцель считал производительный творческий труд. 1 Он рассматривал его как основное средство развития воли, а также как фундамент, на котором получат наибольшее развитие все умственные, физические и нравственные силы ребёнка. 1
- Создание «Домов свободного ребёнка». 1 Это своеобразная педагогическая община, в которой дети, их родители и воспитатели объединены общими целями и живут по законам идеального общества, основанного на равноправии, справедливости, взаимном уважении и братской любви. 1