Концепция смены парадигм Томаса Куна заключается в том, что развитие научного знания происходит не путём непрерывного накопления фактов, а через ряд революционных сдвигов. 3 Эти революции кардинально меняют основы научного понимания и практики. 3
Парадигма, по Куну, — это не только доминирующая научная теория, но и совокупность методов, стандартов и убеждений, которые определяют нормальную научную деятельность в определённый исторический период. 3 Парадигмы служат основой для научных исследований, указывая, какие вопросы считаются значимыми и какие методы приемлемы для их исследования. 3
Кун утверждает, что научные парадигмы неустойчивы и подвержены изменениям, когда накапливаются «аномалии» — данные или явления, которые не могут быть объяснены в рамках существующей парадигмы. 3 Это приводит к научным революциям, в ходе которых старые парадигмы заменяются новыми, более объёмлющими теориями. 3
Учёный подчёркивает, что смена парадигм и научные революции происходят не только вследствие логических и объективных доказательств, но и ввиду психологических и социологических факторов. 1 Учёные принимают новую парадигму, когда она предлагает более комплексное и удобное объяснение природы явлений, а также когда сообщество становится готово к изменениям. 1