Концепция сензитивных периодов в педагогике предполагает, что в развитии ребёнка есть временные интервалы, когда он наиболее восприимчив к определённым способам и видам деятельности, эмоциональному реагированию и поведению. 23 В эти периоды обучение даётся легче. 3
Некоторые характеристики сензитивных периодов:
- Универсальность. 2 Такие периоды возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития и других факторов. 2
- Индивидуальность. 2 Время возникновения и длительность сензитивных периодов отличаются у конкретного ребёнка. 2
- Временность. 1 Сензитивные периоды длятся определённое время и проходят безвозвратно, независимо от того, удалось ли ребёнку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо способностей. 2
Некоторые сензитивные периоды:
- Сензитивный период к языку (0–6 лет). 3 Младенцы и дети младшего возраста активно поглощают слова и фразы из окружающей их среды. 3
- Сензитивный период к движению (0–3 года). 3 В это время дети учатся ползать, ходить, бегать и манипулировать предметами. 3
- Сензитивный период к порядку (2–4 года). 3 Дети начинают развивать чувство порядка и структуры, становятся чувствительными к упорядочиванию предметов и созданию рутины. 3
- Сензитивный период к социальным навыкам (3–6 лет). 3 Дети учатся взаимодействовать с другими детьми, делиться игрушками и понимать эмоции окружающих. 3
- Сензитивный период к математическим концепциям (4–6 лет). 3 Дети начинают проявлять интерес к числам, формам и размерам, способны легко воспринимать базовые математические концепции, такие как счёт и сортировка. 3
Значение концепции сензитивных периодов заключается в том, что она помогает создать основу для последующих этапов обучения, повысить уверенность и мотивацию детей, сформировать социальные и эмоциональные навыки, а также научить родителей и педагогов лучше адаптироваться к изменениям в развитии ребёнка. 3