Концепция сензитивных периодов по Монтессори заключается в том, что есть временные отрезки, когда ребёнок особенно восприимчив к определённым видам деятельности. 1 Если в этот момент создать соответствующие условия, развитие происходит наиболее естественным образом. 1
В период от рождения до шести лет у детей существует шесть основных сензитивных периодов: 3
- Порядок (от рождения до трёх лет). 3 Дети легче овладевают навыками его поддержания в своём окружении. 3
- Сенсорное развитие (от рождения до пяти с половиной лет). 3 Важно для детей активно исследовать мир через ощущения — осязание, вкус, запах, слух и зрение. 3
- Развитие речи (от рождения до шести лет — для речи, с пяти до шести лет — для письма). 3 Дети в эти периоды более податливы к изучению языков — как родного, так и иностранных — а также к овладению навыками передачи мыслей на носителях. 3
- Освоение действий и движений (от года до четырёх лет). 3 Дети стремятся контролировать своё тело и развивать моторные навыки. 3
- Мелкая моторика (от полутора до четырёх с половиной лет). 3 Ребёнок активно развивает умения, связанные с точными движениями рук, например, пользование мелкими инструментами. 3
- Социальные навыки (от двух с половиной до шести лет). 3 Дети в это время активно формируют навыки взаимодействия с другими, обучаются социальной адаптации. 3
Однако точные временные рамки начала и продолжительности каждого сензитивного периода могут варьироваться у разных детей. 3 Важно для монтессори-педагога точно определить, на каком этапе развития находится каждый ребёнок, и предоставить ему подходящие задания, активности. 3 Пропуск оптимального периода может привести позже к трудностям в формировании навыков. 3