Концепция развития субъектности по В. И. Слободчикову заключается в том, что вектор развития направлен на саморазвитие человека, то есть на становление субъекта, хозяина и автора собственной жизни. 1
Выделяются пять основных ступеней развития субъектности: 3
- Ступень оживления (0–1 год). 3 Ребёнок вместе с родным взрослым строит общение, не опосредствованное культурными орудиями. 1 Развитие субъекта через освоение собственной телесной, психосоматической индивидуальности. 1
- Ступень одушевления (1–5,5 лет). 3 Ребёнок вместе с близким взрослым осваивает предметно-опосредствованные формы общения. 1 Развитие субъекта через открытие для себя своей собственной самости, осознание себя субъектом собственных желаний и умений. 1
- Ступень персонализации (5,5–17 лет). 3 Растущий человек вместе с общественным взрослым осваивает правила, понятия, принципы деятельности во всех сферах социально-культурного бытия. 1 Развитие субъекта через осознание себя потенциальным автором собственной биографии, принятие персональной ответственности за своё будущее, уточнение границ самотождественности внутри совместного бытия с другими людьми. 1
- Ступень индивидуализации (17–42 лет). 3 Вхождение в духовно-практическую сферу бытия, деятельностные отношения, опосредствованные системой общественных ценностей. 1 Обособление от оценок окружающих и индивидуализация общественного инвентаря ценностей по мерке своей личностной позиции. 1
- Ступень универсализации (после 42 лет). 3 Человек выходит за пределы своей индивидуальности и входит в пространство обще- и сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей. 1 Развитие субъекта через построение и осмысление универсального со-бытия. 1
Каждый из этих этапов включает стадии принятия и освоения, которые способствуют формированию личности и социальной адаптации. 3