Концепция образовательной среды в педагогике заключается в создании условий для обучения, воспитания и развития человека, становления его личности. 1
Единого определения этого понятия не существует, его изучают педагоги и психологи. 1 Некоторые подходы к определению образовательной среды:
- Эколого-личностная модель (автор — В. А. Ясвин). 2 Образовательная среда — это система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. 2
- Коммуникативно-ориентированная модель (разработана В. В. Рубцовым). 2 Согласно этой модели, образовательная среда — это форма коммуникативного взаимодействия, при которой между учащимися и педагогами, а также между учащимися образуются особые виды общности, через которые передаются навыки, знания и умения. 2
- Антрополого-психологическая модель (предложена В. И. Слободчиковым). 2 Предполагает совместную деятельность субъектов образовательного процесса. 2 Одним из важных параметров модели является насыщенность и структурированность среды. 2
- Психодидактическая модель (разработана коллективом авторов: В. П. Лебедевой, В. А. Орловым, В. А. Ясвиным и др.). 2 Предполагает индивидуальные образовательные траектории и возможность выбора в содержании, средствах и формах обучения. 2
- Экопсихологическая модель (разработана Виктором Пановым). 2 Главная идея создателя модели — психическое развитие человека в ходе образовательного процесса стоит рассматривать в контексте «человек-окружающая среда». 2
Образовательная среда включает в себя следующие компоненты: 4
- Пространственно-предметный. 4 Состоит из архитектурного устройства образовательной среды, её функционального назначения и использования разных объектов и различных материалов среды. 4
- Информационно-образовательный. 4 Отражает формы и методы образовательной деятельности, технологии реализации обучения и воспитания, образовательные программы и учебные планы. 4
- Социально-психологический. 4 Связан со стилем преподавания, стилем построения взаимоотношений между педагогами и учащимися, спецификой развития субъектов образовательной среды и их активном участии при её построении, коррекции, оптимизации её функционирования. 4