Концепция образовательной среды Януша Корчака изложена в книге «Как любить ребёнка», впервые изданной в 1919 году. 45 Педагог выделил и охарактеризовал четыре типа «воспитывающей среды»: 15
- Догматическая. 12 В ней главенствуют традиция, авторитет, обряд, дисциплина, порядок, добросовестность. 2 Такая среда способствует формированию зависимых (несвободных) и пассивных личностей. 2
- Безмятежное потребление. 12 Внешнее благополучие приводит к формированию пассивной личности, для которой работа — исключительно средство для обеспечения удобств. 2 Однако выросших в такой обстановке детей по типологии Корчака можно назвать свободными. 2
- Внешний лоск и карьера. 12 В такой среде детей не любят и не воспитывают, здесь их только оценивают. 2 На первый план выступают упорство, холодный расчёт, тщеславие, хищность, недовольство. 2 Такая среда может сформировать активных, но зависимых личностей, которым зачастую присущи фальшь и лицемерие. 2
- Идейная. 12 Она развивает активных, открытых, творческих, свободных личностей с высокой самооценкой. 2 Примером таких сред могут служить, например, творческие группы без авторитарного лидера. 2
По Корчаку, образовательная среда должна обеспечить ученику жизненный опыт, прежде всего социальный, что поможет ему в будущем сохранять личную свободу и активно действовать даже в сложных условиях. 5