Концепция народного образования К. Д. Ушинского основана на идее народности. 12 Под ней педагог понимал своеобразие каждого народа, которое обусловлено его историческим развитием, а также географическими и природными условиями. 1
Некоторые аспекты концепции:
- Обучение на родном языке. 12 Ушинский считал, что родной язык не только выражает духовные свойства народа, но и является лучшим народным наставником, который учил народ ещё до того, как появились книги и школы. 1
- Преимущественное изучение родины. 2 К числу необходимых знаний для каждого человека педагог относил знание своей родины, потому что детей учат не для того, чтобы учить, а для того, чтобы сообщать знания, обладая которыми, можно быть полезным себе и обществу. 2
- Индивидуализация обучения. 3 Ушинский считал, что каждый ребёнок уникален и, следовательно, его обучение должно быть индивидуальным и ориентированным на его потребности. 3
- Учёт возрастных особенностей детей при обучении. 3 Ушинский считал, что обучение должно быть ориентировано на особенности развития ребёнка, что позволяет достичь наилучших результатов. 3
- Привлечение родителей к образованию своих детей. 3 Он считал, что родители должны быть активно вовлечены в образовательный процесс и работать вместе с учителями для достижения наилучших результатов. 3