Концепция личностно-ориентированной модели построения педагогического процесса и взаимодействия взрослого и ребёнка в детском саду заключается в признании уникальности субъективного опыта ребёнка, самоценности периода детства. 3
Некоторые особенности этой концепции:
- Приоритет личности ребёнка. 4 Развитие личности является главной целью всей воспитательно-образовательной системы. 4
- Предоставление права выбора. 2 Каждому ребёнку дают возможность выбрать собственный путь развития на основе выявления его личностных особенностей, жизненных ценностей, устремлений. 2
- Совместная деятельность. 14 Это условие освоения ребёнком позиции субъекта деятельности, в процессе которой удовлетворяются интересы, склонности, потребности, желания ребёнка, развивается его творческий потенциал, формируются его личностные качества (активность, инициативность, самостоятельность, креативность). 14
- Создание ситуаций, ориентированных на личностное развитие. 1 Например, ситуаций успеха, обращённых к личному опыту ребёнка, выбора задания, оборудования, партнёра по деятельности и т. д.. 1
- Оценка не столько результата деятельности, сколько процесса его достижения. 4 Оценивается, как ребёнок думал, как делал, какие эмоции испытывал. 4
Личностно-ориентированная модель образования основана на гуманистических принципах, подчёркивающих право ребёнка на собственный путь развития. 3