Коммунарская методика воспитания по Караковскому — это система коллективного творческого воспитания, где главной идеей была ориентация на личность учащегося, его внутренний мир, способности и интересы. 23
Некоторые особенности методики:
- Стиль отношений взрослых и детей строился на демократичности и сотрудничестве. 3 Грубый тон, равнодушие, публичная критика поведения или успеваемости считались неприемлемым поведением со стороны учителя. 3
- Основная форма организации жизнедеятельности школьного коллектива — совместная подготовка и проведение неформальных творческих дел. 3 Учащиеся вместе с воспитателями организовывали спортивные и творческие конкурсы, научные экспедиции, театральные и музыкальные постановки. 3
- Главным функциональным узлом системы был коммунарский сбор, который проводился во время весенних каникул. 25 Он представлял собой комплекс коллективно-творческих дел, осуществляемых в условиях высокой интенсивности, с обязательным выездом участников за пределы города. 25
- По завершении дела проводился его анализ, в котором принимали участие все его участники. 1
Основная цель методики — подготовка школьников к коллективной работе, содействие развитию личности ребёнка и его адаптации к различным жизненным ситуациям. 45