По мнению некоторых выдающихся педагогов, искусство преподавания заключается в разных аспектах, например:
- А. Дистервег считал, что основа успешной работы учителя — любовь к предмету, владение методикой преподавания, умение вызвать у ученика радостное осознание знания и умения, желание учиться. 1 При этом учитель должен постоянно работать над расширением своего кругозора: общего — как человек и гражданин, специального — как учитель. 1
- А. С. Макаренко утверждал, что педагогическое мастерство — это не особое искусство, требующее таланта, а специальность, которой надо учиться. 1 Он указывал пути формирования педагогического мастерства: развитие внимания учителя, умение читать лица воспитанников, их жесты, внутреннее состояние и другие. 1
- В. А. Сухомлинский подчёркивал необходимость глубокого знания науки, основы которой преподает учитель, творческого владения педагогикой и психологией, технологией и техникой педагогической работы, педагогической и языковой культурой. 1
- Н. Г. Чернышевский считал, что каждый учитель должен обеспечивать такой уровень совершенства на занятиях, чтобы все учащиеся занимались с интересом, непринуждённо и с охотой, когда всякая невнимательность и недисциплинированность исключаются сами собой. 3
- К. Д. Ушинский утверждал, что учитель обязан воспитать у своих воспитанников определённые взгляды, а это возможно лишь в том случае, если он имеет своё мировоззрение. 3 Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно только действовать убеждением. 3
- Л. Н. Толстой считал, что всё в преподавании должно быть индивидуально — и учитель, и ученик, и их взаимные отношения. 5