Интеллектуальная готовность к школе предполагает определённый уровень развития высших психических процессов ребёнка: внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения и речи, а также наличие необходимого запаса знаний об окружающем. 1
Некоторые показатели интеллектуальной готовности к школе:
- Развитие логического мышления. 2 От уровня его развития зависит, как быстро ребёнок будет находить сходства и различия между предметами, сможет ли он объединять предметы в отдельные группы по ключевым признакам, устанавливать связи между явлениями и предметами. 2
- Развитие произвольного внимания. 3 Считается нормой, если первоклассник способен удерживать внимание на выполняемой задаче в течение 15–20 минут. 2
- Сформированность предметно-специфических знаний, которые необходимы для обучения в школе (речевая подготовка, математические представления, пространственно-графическая подготовка). 2
- Умение увидеть связи и закономерности. 1 Ребёнок должен хотеть понять, что, отчего и почему. 1
- Формирование начальных умений в области учебной деятельности. 1 Например, умение выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности, умение воспринимать информацию и задавать по ней вопросы. 1
- Интерес к знаниям, процессу их получения за счёт дополнительных усилий. 15
Интеллектуальная готовность к школе не предполагает наличие у ребёнка каких-то конкретных навыков, например, умения решать в уме сложные математические задания. 2 Решающее значение имеет уровень развития познавательных процессов, то есть желание учиться и слушать учителя. 2