Инновационность методики коллективного творческого воспитания Игоря Иванова заключается в организации воспитательного процесса детей на различных возрастных этапах с использованием коллективной творческой деятельности. 4
Некоторые особенности методики:
- Широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. 5 Участникам предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. 5
- Создание игрового творческого поля, где каждый участник находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. 5
- Слияние воспитания и жизни. 2 В общественной деятельности детей Иванов видел возможности слияния воспитания и жизни. 2
- Использование особенных методов, позволяющих оптимально достичь поставленной воспитательной цели. 1 Важнейшим условием эффективности каждого метода является единство проявления товарищеского уважения и требовательности к человеку. 1
- Использование микроколлективов, где каждый, работая самостоятельно, не изолирован от других. 3 Через микроколлектив происходит включение каждого в общее дело. 3
Методика Игоря Иванова получила разные названия: «педагогика сотрудничества», «коллективное творческое воспитание», «орлятская педагогика», «Воспитание по Иванову», «коммунарская методика». 4