Гуманистический подход в образовании по Сухомлинскому заключается в акценте на развитии личности, а не на достижении формальных академических результатов. 2
Некоторые принципы гуманистической педагогики Сухомлинского:
- Индивидуальный подход к каждому ученику. 2 Сухомлинский критиковал авторитарные методы и подчёркивал, что к каждому ребёнку нужен персонализированный подход. 2 Нужно слушать и понимать ребёнка, а не требовать безоговорочного подчинения, давать возможность выбора, а не навязывать единственно верное решение, не сравнивать детей между собой, а помогать раскрывать их сильные стороны. 2
- Развитие самостоятельности и ответственности. 2 Сухомлинский говорил: чем больше доверия, тем выше ответственность. 2 Нужно позволять ребёнку пробовать, даже если это чревато незначительными ошибками, давать бытовые поручения, объясняя их значимость для семьи, поощрять инициативу. 2
- Воспитание без наказаний. 14 Сухомлинский считал, что наказания не нужны, если ребёнка воспитывают в добре, ласке, понимании. 1
- Обучение через игру. 2 Сухомлинский утверждал, что интерес и любознательность — главные помощники в обучении. 2
- «Школа радости». 2 Смысл в том, что ребёнок должен испытывать удовольствие от процесса познания, а не просто заучивать материал ради оценки. 2
- Метод «живого слова». 2 Обучение с использованием сказок, историй, метафор. 2
- Трудовое воспитание. 2 Вовлечение детей в реальные дела. 2
Главной целью учебно-воспитательного процесса Сухомлинский считал всестороннее развитие личности. 3