Гуманистический подход в обучении и воспитании заключается в ориентации на личность ученика, на учёт его индивидуальных интересов и способностей. 4
Этот подход рассматривает ученика как сознательного и активного участника учебно-воспитательного процесса, отдаёт приоритет общему развитию интеллектуальных качеств по сравнению с овладением определённым объёмом информации. 4
Некоторые основные направления гуманистического подхода:
- Личностно ориентированное направление. 3 Предполагает ориентацию на содействие развитию личности, индивидуализацию — взаимодействие педагога и ученика с учётом индивидуальных особенностей. 3
- Культурологическое направление. 3 Отношение к ученику как к субъекту в сфере культуры, способному к саморазвитию и изменению. 3 Образование помогает индивиду обрести ценностные ориентиры и смысл жизни, поддерживает его творческую самобытность. 3
- Коммуникативное направление. 3 Организация совместных действий, где важную роль играют коммуникация и рефлексия. 3
- Образование через сообщество. 3 Образовательный процесс происходит в тесном взаимодействии с институтами социума. 3
Цель гуманистического подхода — развитие ученика в свободную и активную личность, способную к самосовершенствованию и самореализации и готовую для плодотворной деятельности в человеческом обществе. 4