И. Кант различал эмпирическое самосознание (внутренний опыт) и трансцендентальное самосознание как самосознание Трансцендентального Субъекта. 1 Последнее, по Канту, является высшим основоположением знания и лежит в основе единства опыта и сознания. 1 При этом Кант, в отличие от большинства представителей классической философии, не считал самосознание видом знания. 1
Кант выделял два способа осознания себя: внутреннее чувство (эмпирическая апперцепция) и интеллектуальное сознание (чистая апперцепция). 3 В деятельности самосознания он выделял три функции: осознание внутренних и внешних представлений, осознание априорного синтеза представлений и осознание себя. 3
Э. Гуссерль понимал самосознание как трансцендентальную рефлексию, сближаемую с созерцанием и особого рода самовосприятием. 1 Гуссерль разработал метод феноменологического анализа, который позволяет исследовать сознание с учётом непосредственного опыта и внутренних переживаний. 2
Один из ключевых аспектов феноменологического подхода Гуссерля — концепция интенциональности. 2 Он утверждал, что сознание всегда направлено на объекты и явления во внешнем мире. 2 Интенциональность означает, что сознание всегда имеет некоторое содержание и описывает объекты на основе непосредственных переживаний. 2
Ещё один важный аспект работы Гуссерля — временность сознания. 2 Он считал, что сознание всегда находится в движении и организовано во временной последовательности. 2 Переживания и опыт формируются во времени и создают непрерывную потоковую структуру. 2