Эвристический потенциал культурно-исторической теории Л. С. Выготского заключается в следующем:
- Понимание движущих причин и условий становления человеческой личности. 2 В трудах учёного доказано, что социальная ситуация воспитания формирует или задерживает процесс реализации потенциальных возможностей ребёнка. 2
- Открытие механизмов компенсации. 2 Учёт соотношения первичных нарушений и вторичных отклонений, а также признание неравномерности детского развития послужили основой для понимания механизмов компенсации и построения на их базе коррекционного воспитания и обучения. 2
- Разработка теории внимания. 3 Согласно Выготскому, внимание может быть как непроизвольным, то есть низшей психической функцией, так и осознанным, то есть относиться к высшим психологическим функциям. 3
- Расширение понимания ведущего значения субъекта в разных типах активности (в первую очередь, в процессе обучения и самообучения). 4 Культурно-историческая теория выдвигает принцип «внешнее через внутреннее». 4
Идеи Выготского получили широкий резонанс во всех науках, исследующих человека, в том числе в лингвистике, психиатрии, этнографии, социологии. 2 Они определили целый этап в развитии гуманитарного знания и поныне сохраняют свой эвристический потенциал. 2