Эволюционный подход к изучению памяти в работах П. Жане и Л.С. Выготского и А.Р. Лурии заключается в анализе развития памяти в контексте социальной обусловленности и зависимости от практической деятельности человека. 12
П. Жане в книге «Эволюция памяти и понятия времени» (1928) рассматривал психологические механизмы памяти и выделял ряд генетических форм, проявление которых было социально обусловлено ситуацией сотрудничества. 12 Он выделил такие формы памяти, как ожидание, поиск (начальные формы), сохранение, поручение (отсроченные действия), рассказ наизусть, описание и повествование, пересказ самому себе (высшие ступени человеческой памяти). 12
Л.С. Выготский и А.Р. Лурия в работе «Этюды по истории поведения» (1930) проанализировали эволюцию памяти и сравнили данные фило- и онтогенеза памяти. 12 Учёные выделили важнейший момент, определивший коренное изменение её функционирования: переход от использования и употребления предметов в качестве средств памяти к созданию и использованию искусственных знаний как орудий запоминания. 12