Духовно-нравственное воспитание в образовательных учреждениях — это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, развитие её ценностно-смысловой сферы. 2
Некоторые направления духовно-нравственного воспитания:
- Воспитание патриотических и гражданских качеств личности, уважительное отношение к правам, свободам, обязанностям человека. 1 Учащимся прививают любовь к Родине, своему народу, чувство долга перед страной, обществом, стремление к защите интересов своей Родины. 1
- Воспитание нравственных свойств личности и этического сознания. 1 Учащимся прививают такие качества, как целеустремлённость, бережливость, милосердие, гуманность, сострадание, признание ценности другого человека, его особенностей, желаний и интересов. 1
- Воспитание трудолюбия. 1 У учащихся воспитывают уважение к труду, стремление к выполнению трудовых поручений различных направлений, объясняют его необходимость и значимость. 1
- Воспитание творческой направленности в различных сферах жизнедеятельности. 1 У учащихся развивают природные задатки и помогают в развитии творческих стремлений и способностей. 1
- Воспитание признания ценности семьи и её роли в жизни каждого человека. 1 Учащимся прививают взгляд о том, что семья является основной ценностью общества и каждой личности, необходимость стремиться к созданию собственной семьи, уважать и ценить своих родителей, семейные традиции и культурные ценности. 1
- Воспитание здорового образа жизни. 1 Детей обучают основным гигиеническим правилам и нормам, необходимости их соблюдения, при этом подчёркивают ценность здоровья, формируют стремление к его сохранению и поддержанию. 1
- Воспитание экологического направления. 1 В этом направлении осуществляют привитие любви к природе, осознания её ценности, стремления к защите, осознания своей ответственности за здоровье и развитие окружающей среды. 1
- Воспитание эстетических качеств. 1 Оно предполагает привитие любви к прекрасному, осознание его ценности, знакомство с искусством, его произведениями, их красотой, восхищение художественными, музыкальными и иными достижениями мировой культуры. 1
Духовно-нравственное воспитание реализуется через урочную, внеурочную и внешкольную деятельность, а также через семейное воспитание. 23