Целостность педагогического процесса — это взаимосвязь и взаимообусловленность всех процессов и явлений, возникающих в нём и протекающих как в воспитании и обучении, во взаимоотношениях субъектов педагогического процесса, так и в его связях со внешней средой. 1
Некоторые аспекты целостности педагогического процесса:
- В содержательном плане целостность обеспечивается отражением в цели и содержании образования опыта, накопленного человечеством во взаимосвязи его четырёх элементов: знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру. 34
- В организационном плане педагогический процесс приобретает свойство целостности, если обеспечивается единство относительно самостоятельных процессов-компонентов: освоения и конструирования содержания образования и материальной базы, делового взаимодействия педагогов и воспитанников по поводу содержания образования, взаимодействия педагогов и воспитанников на уровне личных отношений и самостоятельного освоения воспитанниками содержания образования. 34
Таким образом, целостность педагогического процесса заключается в подчинении всех процессов, его образующих, общей и единой цели — формированию всесторонне и гармонически развитой личности. 5