Авторская методика интенсивного обучения Виктора Шаталова заключается в следующем:
- Сохранение целостности знаний и взаимосвязи между ними. 1 Материал изучается поэтапно, сосредоточиваясь на крупных теоретических блоках, которые включают в себя несколько параграфов. 1
- Отсутствие разделения на слабых и сильных учеников. 1 Для каждого ученика находится свой подход. 4
- Запрет на одновременную запись и прослушивание материала. 1 Во время объяснения ученик слушает учителя, отвечает на его вопросы, думает, разбирается в материале, но никаких записей не делает. 5 В конце занятия (реже — в начале) каждому ученику выдаётся опорный конспект, где в свёрнутом виде изложена вся информация. 5
- Оценка знаний по блок-схемам (таким как конспекты и плакаты). 1 Учащийся должен по памяти воспроизвести опорный конспект и по нему восстановить содержание учебного материала. 5
- Акцент на первоначальное изучение теоретического материала, а затем уже практического. 3
Большое значение в методике Шаталова имеет опорный конспект, в котором педагог отражает основные единицы информации, которые необходимо обязательно усвоить. 2