Антропософская основа вальдорфской педагогики заключается в концепции развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов. 3
Главный принцип вальдорфской педагогики — целостный взгляд на человека. 5 Ребёнок несёт в себе три силы: тело, душу и дух, и каждая из них имеет свои задачи развития. 5 Цель педагогики — вырастить ребёнка как будущего целостного взрослого человека. 5
Антропософские идеи в вальдорфской педагогике включают:
- Триединство человека. 1 В человеке соединяются Дух (Душа), Разум и Тело, которым соответствуют мысль (интеллектуальные и познавательные способности), чувство (эмоциональная сфера, художественные и творческие способности) и воля («производственные и практические» способности). 1 Поэтому задачей педагогики является не только развитие интеллектуальных способностей, но и эмоциональное взросление и становление воли. 1
- Четыре сущности человека. 1 Помимо физического тела, Штайнер описывает ещё три сущности человека, которые не подлежат непосредственному восприятию (их наличие обнаруживается по действиям, которые они производят). 1 По его представлению, в человеке взаимодействуют физическое тело, эфирное тело, отвечающее за рост и жизненные силы, астральное тело, отвечающее за проявление психических переживаний, душа ощущающая, благодаря которой у человека возникают чувства, отличные от физических, и душа рассудочная, благодаря которой человек может логически мыслить. 1
- Реинкарнация и пребывание души человека в ином мире до момента рождения. 2 Штайнер считал, что на первом этапе своего развития, то есть от рождения до смены зубов, ребёнок уже имеет в своей голове некую информацию, полученную им во время пребывания в духовном мире. 2